Образовательная программа «ИЗО»

Здравствуй, Матушка-Зима!

Тема: Зимние напевы.

Цель:  Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Познакомить с новым способом изображения снега — «набрызги».Развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения снега, помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;

 

Материал для занятия: репродукции с зимними пейзажами,  альбомный лист с готовым фоном, набор гуашевых красок, кисть,  стаканчик с водой, зубная щетка, карандаш (палочка), салфетка, фартук

                                                                 Содержание занятия
Педагог начинает занятие с чтения стихотворения А. Пушкина «Волшебница-Зима

Вот север, тучи нагоняя,
дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною ре кою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Педагог. Ребята, вы прослушали стихотворение о зиме. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?
Дети. В поле (в парке, лесу, на снежной дороге).
Педагог. Что-то холодом повеяло… да это же промчалась Зимушка-Зима. Хотите полететь вслед за ней?
Дети. Да, хотим.
Педагог. А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:
Тары -бары, растабары
Елки-палки, каламбей,
Шуры-муры, шары-вары,
Самба-мамба, милки-вэй. (дети изображают, как они надевают шапки-невидимки,
закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей-Зимой в ее снежное царство).
В это время педагог ставят на мольберт репродукцию
картины с зимним пейзажем.

Педагог. Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес.

Педагог. Ребята, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как будто опускается на землю?
Дети. У снежинок.
Педагог. Снежинки слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Педагог читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы:
«… Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит…
Заглянула Зима в лес. Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!.
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела…
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».
Педагог. Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

Физкультминутка
«Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес.                           Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!                      Разводят руки в стороны.
Справа березка в шубке стоит,                  Руку отводят в указанную сторону и         

Слева белка на нас глядит.                         Смотрят.

Снежинки в небе кружатся,                       Отводят руку и прослеживают 

                                                                      взглядом.

На землю красиво ложатся .                      Движение фонарики и смотрят

                                                                      вверх.

Вот и зайка проскакал                                Кружась, приседают.

От лисы он убежал.                                     Прыжки.                   

Это серый волк рыщет,                               Имитируют «волчью» походку.

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!                              Приседают, прячась.

Лишь медведь в берлоге спит,                   Имитирует сон.
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири,                                    Имитируют полет птиц.
Как красивы они!
В лесу красота и покой,                              Разводят руки в стороны.
А нам пора уже домой.                               Садятся на свои места.                               

                                                                                 

 Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку — зимний пейзаж. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денек перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками.

Педагог. Ваша задача подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям
Педагог. Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.
дети. деревья зимой должны быть покрыты снегом.


Педагог предлагает изобразить падающий снег способом «набрызгов», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников «снегом».


 

Педагог. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи.

 

Добавить комментарий