Образовательная программа «ИЗО»

Тема: Косматый мишка.

Цели: продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, учить лепить медведя в стилистике Богородской народной игрушки, воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре.

Материалы:  Богородские игрушки, пластилин, стеки, салфетки.

Содержание занятия.

-Дети, как выдумаете, что и как можно делать из дерева? (ответы детей).

-В некоторых  городах и селах и поныне живут мастера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времен делают красивые изделия из дерева. Для изготовления таких игрушек  мастера используют древесину мягких деревьев — липы, ольхи, осины.

-Богородские игрушки – это фигурки, которые изображают жителей села, барынь, гусаров, всадников, а также домашних животных, птиц и зверей. Самые популярные сюжеты связаны с любимым героем Богородской скульптуры — медведем. Обычно он выполняет какую-то работу – бьет молотком по наковальне, наигрывает на балалайке.

-Сегодня мы с вами будем лепить  медведя по сюжетам прочитанных сказок, который будет похож на Богородскую игрушку. Внимательно послушаем сказку о медведе.

 «Учёный медведь»

— Дети! Дети! — кричала няня. — Идите медведя смотреть.

     Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
— А ну-ка, Миша, — говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, — встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец,- покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.
— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт.


Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись — да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

К.Д.Ушинский.

 

— А теперь ребята приступим к работе. Лепить постараемся скульптурным  способом — из цельного куска, не разделяя его на части. Стек поможет проработать детали, как это делают настоящие мастера. (Показ приемов обработки поверхности пластилина).

 

Самостоятельная работа детей.

 

Тема: Лисичка.

Цель: Повышать интерес к занятиям оригами через игру. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки. Воспитывать аккуратность; развивать глазомер.

Материалы: Письмо, коробка, поделки — оригами, квадрат (15 см. на 15 см.) оранжевого цвета, простые карандаши по количеству детей.

Содержание занятия.

— Ребята, как я рада вас видеть сегодня :

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живёт на этой планете,

«Добрый день» скажем мы вместе.

-Ребята, посмотрите?

Кто- то бросил нам в оконце,

Посмотрите письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лице.

Может это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

-Вам хочется узнать, от кого письмо? (ответ детей)

Давайте прочитаем письмо, и узнаем, что внутри этой красивой коробки. (Читает письмо.) «Друзья! Спешите все сюда скорее! Вас ждет чудесная страна, С собой берите знания, смех, Умелые руки — это ваш билет. Жители страны Оригами » — вы знаете, что это за страна «Оригами»» (ответ детей)

-Ну что ж, ребята, отправимся в страну Оригами? (ответ детей)

-Вы друзья, узнайте нас! Слушайте внимательно:

 

День и ночь по лесу рыщет

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк.)

-Молодцы! 

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

Когда сидит среди травы

— Уши больше головы? (Заяц.)

-Носит шубу круглый год,

Сладкоежкою слывёт

Очень уж малину любит,

А ёще сильнее мёд? (медведь)

— Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки- ни одной? (ёжик)

-Молодцы! Как дружно вы отгадываете загадки. Слушайте следующую.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый — краса!

А зовут её. (Лиса.)

-Ой. ребята, что это? Где же отгадка? (достает лист оранжевого цвета, ответ детей)

— Осталась ещё загадка давайте, попробуем отгадать.

Я скачу туда- сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка. (Белка.)

— Молодцы! Сейчас достанем отгадку (достает лист оранжевого цвета) Ребята в коробке ещё что — то есть? (находят записку) давайте прочитаем (читает записку) .

«Ребята, когда будете слушать волшебную сказку, делайте все, так как в ней рассказано, и в конце вы сможете узнать, какой зверёк спрятался в этой сказке».

-Давайте пройдем к столам, сядем и послушаем что же это за волшебная сказка, а наши руки и волшебный листок помогут нам в этом.

— Нужно размять наши ручки (пальчиковая гимнастика)

Вот помощники мои

— Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать!

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит.

Кто у вас ещё шумит?

Тише, тише не шумите,

Пальчики не разбудите (говорит шепотом)

Утро ясное наступит,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать. Станут пальчики вставать.

Просыпайся, детвора.

В сказку пальчикам пора!

— Ребята, вы готовы?

(Педагог рассказывает сказку, показывая последовательность приемов складывания фигуры, обращает внимание на аккуратность в работе с бумагой. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.)

1. Вот перед вами лист бумаги. Представьте, что неожиданно он превратился в огромную поляну. В одном конце этой поляны вырос Нарцисс, а в другом Роза. (Пометьте противоположные углы, каким — либо значком.)

2. Однажды поднялся сильный ветер. Он вырвал с корнем Розу и перенес её к Нарциссу. (Соедини вместе два противоположных угла квадратного листа) Цветы встретились и, конечно же подружились. Они одновременно качали головами, одновременно сворачивали лепестки, готовясь ко сну.

3. Но как — то раз по поляне гуляла девочка. Она увидела Розу, сорвала её и унесла к себе домой, на высокую — высокую гору. (Разместите получившейся треугольник так, чтобы он своим очертанием стал напоминать гору.)

4. Там она посадила Розу в саду. Потеряв друга Роза долга скучала, а потом решила послать Нарциссу послание. Но так как она не знала, в какой стороне находится её родная поляна, она сбросила с себя два лепестка. (Нижние уголки оригами сравни с лепестками и соедини их на вершине треугольника)

5. Лепестки эти Роза бросила в разные стороны, попросив один лететь на север, а другой на юг. (Разделите в стороны углы треугольника.)

6. Но, увы, лепестки не долетели до нарцисса, упав в густом лесу. (Заострите внимание детей на трех верхних углах сложенной фигуры.)

7. Роза была безутешна. Она ждала вестей от Нарцисса но их не было. Как- то мимо пробегал зверек. Увидев, как она печальна он предложил ей свою помощь. Роза описала ему дорогу к Нарциссу. (Сложи на треугольнике полосу.)

8. Добрый зверек помчался с вестями по дорожке. Она то сужалась, то расширялась. (Раскрой полосу, изменив её первоначальную ширину.)

9. К вечеру зверек нашел Нарцисс. Только вот его так же сорвали, собираясь пересадить в огород. Зверек запищал, пытаясь объяснить другой девочке, что нужно отнести Нарцисс к его подружке. Но девочка его не понимала. Тогда посланец Розы мордочкой и дорогу, призывая за собой. Помахал хвостиком. (Сложи мордочку зверька. Отогни хвост.)

10. Девочка пошла за зверьком и вскоре оказалась в гостях у своей подруги. Там она увидела Розу и все поняла. Она посадила Нарцисс рядом и погладила спасителя цветов. Ребята посмотрите внимательно на получившуюся фигурку и скажите, кто был

Добавить комментарий