Образовательная программа «ИЗО»

Тема: «Голубое чудо Гжели»

Цели: Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». познакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материалы: Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), иллюстрации с гжельскими скульптурами. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Содержание занятия.

Педагог:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана?
Из чего бывает сделана посуда?
Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?
Эта уж точно осталась бы цела.
А пластиковая посуда?
А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота (педагог показывает изображения посуды).

 Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду?
Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?
Верно, нарядная, красивая, праздничная.
Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.
Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Педагог: Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

Добавить комментарий