Тема: Косматый мишка.
Цели: продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, учить лепить медведя в стилистике Богородской народной игрушки, воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре.
Материалы: Богородские игрушки, пластилин, стеки, салфетки.
Содержание занятия.
-Дети, как выдумаете, что и как можно делать из дерева? (ответы детей).
-В некоторых городах и селах и поныне живут мастера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времен делают красивые изделия из дерева. Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких деревьев — липы, ольхи, осины.
-Богородские игрушки – это фигурки, которые изображают жителей села, барынь, гусаров, всадников, а также домашних животных, птиц и зверей. Самые популярные сюжеты связаны с любимым героем Богородской скульптуры — медведем. Обычно он выполняет какую-то работу – бьет молотком по наковальне, наигрывает на балалайке.
-Сегодня мы с вами будем лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, который будет похож на Богородскую игрушку. Внимательно послушаем сказку о медведе.
«Учёный медведь»
— Дети! Дети! — кричала няня. — Идите медведя смотреть.
Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
— А ну-ка, Миша, — говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, — встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец,- покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.
— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт.
Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись — да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
К.Д.Ушинский.
— А теперь ребята приступим к работе. Лепить постараемся скульптурным способом — из цельного куска, не разделяя его на части. Стек поможет проработать детали, как это делают настоящие мастера. (Показ приемов обработки поверхности пластилина).
Самостоятельная работа детей.
Тема: Лисичка.
Цель: Повышать интерес к занятиям оригами через игру. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки. Воспитывать аккуратность; развивать глазомер.
Материалы: Письмо, коробка, поделки — оригами, квадрат (15 см. на 15 см.) оранжевого цвета, простые карандаши по количеству детей.
Содержание занятия.
— Ребята, как я рада вас видеть сегодня :
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
И всем, кто живёт на этой планете,
«Добрый день» скажем мы вместе.
-Ребята, посмотрите?
Кто- то бросил нам в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лице.
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
-Вам хочется узнать, от кого письмо? (ответ детей)
Давайте прочитаем письмо, и узнаем, что внутри этой красивой коробки. (Читает письмо.) «Друзья! Спешите все сюда скорее! Вас ждет чудесная страна, С собой берите знания, смех, Умелые руки — это ваш билет. Жители страны Оригами » — вы знаете, что это за страна «Оригами»» (ответ детей)
-Ну что ж, ребята, отправимся в страну Оригами? (ответ детей)
-Вы друзья, узнайте нас! Слушайте внимательно:
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет.
Ходит- бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк.)
-Молодцы!
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
Когда сидит среди травы
— Уши больше головы? (Заяц.)
-Носит шубу круглый год,
Сладкоежкою слывёт
Очень уж малину любит,
А ёще сильнее мёд? (медведь)
— Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки- ни одной? (ёжик)
-Молодцы! Как дружно вы отгадываете загадки. Слушайте следующую.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый — краса!
А зовут её. (Лиса.)
-Ой. ребята, что это? Где же отгадка? (достает лист оранжевого цвета, ответ детей)
— Осталась ещё загадка давайте, попробуем отгадать.
Я скачу туда- сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка. (Белка.)
— Молодцы! Сейчас достанем отгадку (достает лист оранжевого цвета) Ребята в коробке ещё что — то есть? (находят записку) давайте прочитаем (читает записку) .
«Ребята, когда будете слушать волшебную сказку, делайте все, так как в ней рассказано, и в конце вы сможете узнать, какой зверёк спрятался в этой сказке».
-Давайте пройдем к столам, сядем и послушаем что же это за волшебная сказка, а наши руки и волшебный листок помогут нам в этом.
— Нужно размять наши ручки (пальчиковая гимнастика)
Вот помощники мои
— Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать!
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж заснул,
А другой давненько спит.
Кто у вас ещё шумит?
Тише, тише не шумите,
Пальчики не разбудите (говорит шепотом)
Утро ясное наступит,
Солнце красное взойдет.
Станут птички распевать. Станут пальчики вставать.
Просыпайся, детвора.
В сказку пальчикам пора!
— Ребята, вы готовы?
(Педагог рассказывает сказку, показывая последовательность приемов складывания фигуры, обращает внимание на аккуратность в работе с бумагой. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.)
1. Вот перед вами лист бумаги. Представьте, что неожиданно он превратился в огромную поляну. В одном конце этой поляны вырос Нарцисс, а в другом Роза. (Пометьте противоположные углы, каким — либо значком.)
2. Однажды поднялся сильный ветер. Он вырвал с корнем Розу и перенес её к Нарциссу. (Соедини вместе два противоположных угла квадратного листа) Цветы встретились и, конечно же подружились. Они одновременно качали головами, одновременно сворачивали лепестки, готовясь ко сну.
3. Но как — то раз по поляне гуляла девочка. Она увидела Розу, сорвала её и унесла к себе домой, на высокую — высокую гору. (Разместите получившейся треугольник так, чтобы он своим очертанием стал напоминать гору.)
4. Там она посадила Розу в саду. Потеряв друга Роза долга скучала, а потом решила послать Нарциссу послание. Но так как она не знала, в какой стороне находится её родная поляна, она сбросила с себя два лепестка. (Нижние уголки оригами сравни с лепестками и соедини их на вершине треугольника)
5. Лепестки эти Роза бросила в разные стороны, попросив один лететь на север, а другой на юг. (Разделите в стороны углы треугольника.)
6. Но, увы, лепестки не долетели до нарцисса, упав в густом лесу. (Заострите внимание детей на трех верхних углах сложенной фигуры.)
7. Роза была безутешна. Она ждала вестей от Нарцисса но их не было. Как- то мимо пробегал зверек. Увидев, как она печальна он предложил ей свою помощь. Роза описала ему дорогу к Нарциссу. (Сложи на треугольнике полосу.)
8. Добрый зверек помчался с вестями по дорожке. Она то сужалась, то расширялась. (Раскрой полосу, изменив её первоначальную ширину.)
9. К вечеру зверек нашел Нарцисс. Только вот его так же сорвали, собираясь пересадить в огород. Зверек запищал, пытаясь объяснить другой девочке, что нужно отнести Нарцисс к его подружке. Но девочка его не понимала. Тогда посланец Розы мордочкой и дорогу, призывая за собой. Помахал хвостиком. (Сложи мордочку зверька. Отогни хвост.)
10. Девочка пошла за зверьком и вскоре оказалась в гостях у своей подруги. Там она увидела Розу и все поняла. Она посадила Нарцисс рядом и погладила спасителя цветов. Ребята посмотрите внимательно на получившуюся фигурку и скажите, кто был