Тема: Конь (дымка).
Цели: Познакомить детей с дымковской игрушкой и творчеством дымковских мастеров; познакомить навыкам рисования элементов дымковской росписи (кружки, точки, полоски, волнообразные дуги, сетка, кольцо);побуждать детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи, закреплять приёмы рисования плавных линий при работе с кистью и умение рисовать кончиком кисти, развивать самостоятельность, составлять узор из знакомых элементов вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами.
Материал: фигурки дымковских коней, образцы с вариантами узоров. вырезанные силуэты коней из белой бумаги, краски – гуашь, кисточки, вода.
Содержание работы.
— Ребята, мы сегодня с вами пойдём на ярмарку с озорным и весёлым названием «Свистунья». А кто из вас знает, что такое ярмарка? (высказывания детей).
— В старину на ярмарке, продавали платки, валенки, бублики, баранки и много, много интересного и полезного. На этих ярмарках продавали много весёлых и нарядных народных игрушек. Это дымковская глиняная игрушка. Ребята, а хотите, я вам расскажу про неё?
-На севере нашей страны в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами. Вот, эти игрушки!
(Педагог показывает и даёт детям возможность рассмотреть игрушки и высказать первые впечатления).
— Ребята, а попробуйте отгадать загадку.
Он подкованный идёт.
Огород он плугом пашет.
Мух хвостом он длинным бьёт
Головой и гривой машет.
(конь).
-Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Давайте рассмотрим дымковского коня. У нашего коня есть ноги, тело, грива, хвост, морда. У него вместо шерсти нарисованы узоры. Ребята, а сегодня вы будете разрисовывать коней так, чтобы они были похожи на дымковские.
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся (покружиться)
Бегут, бегут со двора (шагом на месте)
Гулять, гулять в луга: (прыжки на месте)
Курка – гарабурка – каки –таки, (хлопаем в ладоши)
Утка – поплавутка – бряки – кряки, (топаем ногами)
Гусь – водомусь – гаги – ваги, (приседаем)
Индюк – хрипиндюк — шулты – булды, (хлопаем в ладоши)
Свинка – топ стоспинка – чахи – ряхи, (топаем ногами)
Коза – дерибоза – мехе – беке, (приседаем)
Баран – крутороган – чики – брики, (хлопаем в ладоши)
Корова – комол а – тпруки – муки, (топаем ногами)
Конь – брыконь – иги – виги. (шагаем на месте)
— Давайте рассмотрим коней, которые продаются на ярмарке (высказывания детей).
— Посмотрите на этого коня. Он украшен узором из…(красных кругов). А где расположены круги? (высказывания детей).
— Да, круги нарисованы рядами вдоль ног, на шее и по телу. Посмотрите на другого коня и расскажите, каким узором он раскрашен (зелёными кругами и чёрными точками).
А давайте, вы сейчас подумаете минутку и придумаете узоры к своей лошадке (высказывания детей).
— Ребята, давайте мы сегодня с вами станем дымковскими мастерами и раскрасим нарядно коней, украшая их кольцами и точками, а потом устроим выставку из ваших работ. (высказывание детей).
Педагог раздаёт детям силуэты коней из белой бумаги. А теперь посмотрите внимательно, что закрашено чёрной краской?
Дети: У всех коней чёрной краской закрашены конец морды и ног, хвост, нарисованы грива и глаз.
— Прежде чем украшать узором коня, нужно закрасить все эти части.
Дети: (закрашивают чёрной краской эти части).
— Дети, узор для вашего коня выберите, какой вам нравится, цвет для узора придумайте сами, но помните, ваш конь должен получиться ярким и нарядным.
(Дети приступают к работе).
Воспитатель: Ребятки, какие вы молодцы! Как много разных, ярких, красивых коней у вас получилось! Вы настоящие мастера!