Тема: Солнышко, нарядись!
Цели: вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики, обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику, развивать воображение.
Материалы: гуашевые краски, кисточки, листы бумаги белые и тонированные.
Содержание занятия.
Педагог читает отрывок из истории про мальчика, который хотела стать художникам.
Сказка о Радуге и Мальчике, который хотел стать художником.
Жил-был Мальчик, который очень хотел стать художником. Однажды он выглянул в окно и увидел Радугу.
— Вот кто научит меня рисовать, — обрадовался он и выбежал на улицу.
— Знаю-знаю о твоей мечте,- улыбнулась Радуга и засверкала ещё ярче. — Но стать художником совсем не просто. Я помогу тебе. Вот палитра. Это дощечка, на которой художник смешивает краски. Возьми её. Каждое утро я стану дарить тебе краску одного цвета. И по моей дуге такого же цвета, как эта краска, ты будешь отправляться в Цветное королевство, где научишься рисовать без кисточки. Каждый день — новым способом. А как — придумывай сам. Вечером возвращайся с рисунком и цветком из этого королевства. Ровно через неделю на твоей палитре окажутся все цвета радуги, и тогда я подарю тебе кисточку, чтобы ты стал настоящим художником.
Наступило первое утро — понедельник.
— Доброе утро, Красное Солнышко! Доброе утро, Мальчик! — приветствовала всех Радуга.
— А почему о солнышке говорят «красное», если оно совсем-совсем жёлтое? -удивился Мальчик.
— С давних-прада-а-а-авних времён, когда даже твоих бабушек и прабабушек на свете не было, люди называли красным всё самое красивое и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово», «красная девица». Даже половицы сложили, например: «Красна птица пером, а человек умом». Красный значит, красивый! Вот и у меня этот цвет самый красивый, самый любимый. Возьми его себе на палитру и отправляйся по красной дуге в Красное королевство.
Вопросы к детям. Как вы думаете, что увидел Мальчик в Красном королевстве? Что означает слово красный? А прекрасный? О чём и ком так говорят?
— В Красном королевстве Мальчик нашёл красную-прекрасную-распрекрасную розу и поспешил в обратный путь.
Какие цветы красного цвета вы знаете? Давайте поиграем в игру «Что бывает красное?» (Кто назовёт больше слов?) Как вы думаете, какой характер (или какое настроение) у красного цвета? С каким настроением вы смотрите, трогаете или пробуете что-нибудь красное?
Мальчик, который хотел стать художником, вернулся домой и сразу же нарисовал красивый-прекрасивый портрет солнышка.
Педагог просит детей нарисовать доброе солнышко — весёлое, радостное, улыбающееся — и очень красивое по цвету — красное, оранжевое, розовое, жёлтое, малиновое…
— Давайте и мы с вами нарисуем «красно солнышко» — яркое, большое, тёплое, доброе, красивое. С лучами — волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться.
Педагог напоминает детям, как можно получить оранжевый цвет, чтобы нарисовать «оранжевое небо, оранжевое солнце, оранжевое море, оранжевую маму»…(смешать краски на палитре или дощечке, добавив к жёлтой немного красной).
Дети выбирают цвет и формат фона, составляют на палитре сложный цвет (оранжевый, розовый) и начинают рисовать. Каждый ребёнок создаёт солнышко в соответствии с замыслом, самостоятельно выбирая материалы, художественные инструменты, формат основы и. масштаб образа.
По ходу занятия педагог рассказывает или напевает песенку Г.Р. Лагздынь:
Словно яркий апельсин, Вышло солнце из осин. Красное, румяное. Всюду всеми званое! Красное, красное, Ясное, ясное!..