Подведены итоги городского конкурса юных экскурсоводов «Моя история в музее».
Так как в номинациях «История одного предмета» и «Тематическая выставка» в некоторых возрастных группах было только по 1-му участнику, жюри приняло решение объединить и сделать одну возрастную категорию с 12 до 17 лет.
Итоги можно посмотреть здесь.
Предлагаем ознакомится с некоторыми рекомендациями и пожеланиями от членов жюри.
«Все музеи очень интересные, и виртуальные экскурсии получились очень содержательные. Но, хочется сделать несколько общих замечаний.
1. На некоторых роликах экскурсовода видно только несколько раз с краткими фразами, в остальное время идёт голос за кадром, явно читающий текст с листа. Даже если экскурсовод показывает какой-то предмет, мы видим только его руку. Поэтому трудно оценить владение материалом и приёмами показа, а также эмоциональность и артистизм.
2. Многие экскурсоводы владеют материалом, но просто рассказывают его, стоя спиной к стендам, даже не пытаясь сопроводить его показом экспонатов. Нет ощущения экскурсии, такой заученный текст можно рассказывать в любом месте.
3. Впечатление от хорошей экскурсии со знанием материала и экспонатов портит небрежный показ музейных материалов, особенно, когда речь идёт о Великой Отечественной войне: каждая фотография должна быть показана указкой в нижней части фото, а не небрежным круговым взмахом либо «тыканьем» в лицо. При отсутствии указки небрежные взмахи руками и даже показ пальцем выглядят не этично. Всё это выглядит неуважительно по отношению к человеку, о котором идёт рассказ.
Материалы воспитанников детского сада трудно оценить, поскольку их речь еще не сформировалась. Но было очень интересно.
Марина Вадимовна Таратынова, руководитель музея Трудовой Славы АО «Ульяновский моторный завод»
«Просматривая работы экскурсоводов, я обращал в основном на структуру экскурсии, способы и приёмы демонстрации. Погрешности технического плана (плохое качество звука местами, неудачный ракурс и расфокусировка) мной не считались чем-то критическим, поэтому внимание на это не обращали.
Хочется отметить, что многие участники соблюдали структуру экскурсии. Но не все. Например, иногда упускалась часть с введением, где следовало познакомить «посетителей» с музеем в общих чертах и т.д.
Что особенно приятно: практически все участники хорошо разбираются в своих темах и владеют соответствующим специфическим понятийным аппаратом. Некоторые экскурсии сняты практически одним дублем.
Сложно было ставить баллы экскурсиям, где было много участников. Так как в одном ролике уровень экскурсоводов бывал разный. Манера ведения, интонации, особенности показа — когда всё это разное, то сложно оценивать работу.
На мой взгляд, самое сложное для экскурсоводов было гармонично вести рассказ и сопровождать это показом предметов. Были работы, в которых был замечательный рассказ, но крайне мало показа материалов — это превращало экскурсию в «доклад реферата». Иногда при показе не были использованы специальные инструменты. Я не говорю, что все должны иметь указки. В этом деле достаточно карандаша или ручки.
Это основные мысли, которые я хотел передать.
Большое спасибо, что пригласили меня на эту роль. Мне было очень интересно (даже в одном из музеев увидел интересные раковины аммонитов)».
Стрюков Станислав, ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова»
«Материал у всех получился очень интересным, познавательным и занимательным. Хотелось бы отметить хорошую подачу материала и эмоциональность у Фаисханова Марата (МБОУ СШ №85), Каргопольцевой Арины (МБОУ СШ №52), ребят из ЦТД №2 «Мы родом из войны. Мы — наследники Победы», ребят из гимназии №34 «От героя к герою». Отдельно хочу отметить старания самых маленьких конкурсантов и их педагогов. В некоторых работах мне не хватило атмосферы непринужденности. Всем ребятам желаю продолжать совершенствоваться в данном направлении и оттачивать искусство увлекательного рассказа. Огромное спасибо организаторам и участникам конкурса за бережное отношение к нашей истории!»
Морозова Оксана Николаевна — директор Музея истории и трудовой славы ООО «УАЗ»
«Не у всех музеев есть вступительная часть (Знакомство с группой, сведения о музее, названия темы экскурсии, последовательность изложения и переходов по отдельным подтемам.
Во время показа, экскурсовод должен стоять в стороне, то есть в начале полукольца, как ведущий. Он должен построить группу, так как во время экскурсии главное это объект показа, а не рассказ. Показ должен быть точечным, а не водить указкой по всему объекту или показывать рукой. Экскурсия должна строиться по экспозиции с показом основных экспонатов.
У многих экскурсия построена как презентация. Экскурсовод сам по себе, презентация сама по себе.
Много интересных работ, но особенно хочется отметить обзорную экскурсию «Вклад ульяновцев в Победу» МБУ ДО г. Ульяновска» «ЦДТ№2», как образец»
Молева А.А, зав.сектором по работе с негосударственными музеями Ульяновской области отдела методической работы Ульяновского областного краеведческого музея
А Музей народного творчества ОГБУК ЦНК прислал «Памятку экскурсовода» — пожелания в дальнейшую работу! Скачать можно здесь
Благодарим всех участников !!!